Реформы Петра Первого. Часть 2. Экономические преобразования

Категория: История

Петр I принимал меры для развития в России крупной промышленности. Меры эти заключались в установлении высоких пошлин на заграничные товары, в разрешении беспошлинного ввоза из-за границы сырья и инструментов для фабрик, в выписке для фабрик за казенный счет мастеров из-за границы, в освобождении фабрикантов от различных повинностей, поиск и добыча полезных ископаемых, защита отечественных товаров от конкуренции с иностранными товарами.

Петр I приписывал рабочих к фабрикам и заводам сотнями и тысячами, и таким образом, создалась фабрика, основанная на принудительном труде. Фабриканты петровской эпохи в основном принадлежали к купеческому классу - капиталистам, созданным торговым развитием Московского княжества. Иностранцы и дворяне составляли ничтожное количество петровских фабрикантов. Класс крупных торговых капиталистов и был тем социальным базисом, на котором утвердилась русская промышленность.

Повсюду создавались ярмарки, гостиные дворы, биржи, торговые пристани, прокладывались каналы. Еще в 1698 г. была сделана попытка прорыть канал между Доном и Волгой. В 1709 г. Вышневолоцкий канал соединил Волгу с Невой. В 1718 г. начали постройку обходного канала вокруг бурного Ладожского озера. Учреждена была особая Коммерц-коллегия, ведавшая русской торговлей.

К девяти пермским заводам было приписано 25 тысяч крестьян. Для управления пермскими и уральскими заводами возник целый город, названный в честь царицы Екатеринбург.

В 1702 году верхотурские заводы, построенные государевой денежной казной и городовыми уездными людьми, были отданы на выкуп Никите Демидову.

Строительство в Туле государственного оружейного завода, снабжавшего оружием всю армию, с разнообразным арсеналом и слободами оружейных мастеров.

Был расширен Боринский железоделательный завод, были построены у Воронежской верфи Липецкий (доменный) и Кузьминский (молотовый) заводы. В Тульском железоделательном округе были основаны пять новых заводов. На Оке выросли Дугненский (доменный) и Мсньшевский (орудийный) заводы. В начале Северной войны Петр обратил особое внимание на деятельность олонецких заводов. Возник Петровский завод (Петрозаводск), Повенецкий, Кончезерский и другие.

Затем были основаны Пушечный двор в Петербурге, Сестрорецкий завод, где выделывали пушки, ружья, якоря, гвозди, проволоку.

Еще в 1697 г. на Урале началась закладка огромного Невьянского завода — первенца уральской промышленности.

С 1712 г. на Урале появляются медеплавильные заводы. В 1725 г. число уральских заводов доходит до одиннадцати. Уже в 1718 г. на русских заводах было выплавлено более шести с половиной миллионов пудов чугуна и несколько тысяч пудов чистой меди.

На казённой парусной фабрике в Москве работало 1162 рабочих. Из частных фабрик обширностью отличалась суконная фабрика Щеголина с товарищами в Москве, имевшая 130 станов и занимавшая 730 рабочих. На казанской суконной фабрике Микляева работало 740 человек.

Указ о приписных крестьянах (1703)

Приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без конкретных временных рамок, получая лишь на короткий срок отпуск для сельскохозяйственных работ. Они вместо выплаты подушной подати обязаны были работать на заводах и фабриках. К 11 уральским заводам Петр прикрепил 25 тысяч казенных крестьян, к олонецким — 12 тысяч.

Берг-привилегия (1719)

«Берг-привилегия» давала любому свободному человеку право искать, добывать и обрабатывать металлы и минералы, с обязательной выплатой «горной подати» в 10% стоимости добычи и 32-х долей владельцу земли, на которой производилась добыча и обработка ресурсов.

Указ о посессионных крестьянах (1721)

Разрешил фабрикантам выкупать целые деревни для обслуживания заводов, при условии, что впоследствии эти крестьяне могут быть проданы только вместе с производством. Эта бесплатная рабочая сила, работники фабрик получали вместо оплаты только пропитание и одежду.

Выделение государственных субсидий

Практика строительства предприятий за казённый счет с последующей передачей их в частные руки. Так, например, компания Апраксиных получила 40 тысяч рублей, Докучаев — 30 тысяч. Так благодаря покровительству Петра стал крупнейшим уральским заводчиком, бывший тульский кузнец Никита Демидов. Так разбогател владелец многих заводов Баташев.

Цеховые объединения ремесленников (1722)

Учредил и регламентировал цеховую организацию ремесленников с целью наилучшего удовлетворения государственных потребностей в ремесленных изделиях. В цеха принимались свободные люди и крепостные, отпускавшиеся на оброк. Для вхождения в цех и присвоения звания мастера было необходимо выполнение определённого квалификационного задания. Цеха выбирали старост, следивших за качеством товаров. У цеховых мастеров были ученики, обучавшиеся семь лет.

Подушная подать (1724)

В 1724 году Пётр ввёл подушную подать, которой облагалось всё мужское крестьянское и городское население без различия возраста, физического состояния и экономического положения. По 70 копеек с головы в год. Крепостной или вольный, безразлично. При стоимости коровы 2 рубля это были деньги большие. Но на деле платить приходилось больше потому, что переписи-ревизии наличного числа мужских душ проводились редко, а вносить подушную подать мир был обязан по данным предыдущей ревизии. То есть платить за умерших, сбежавших, забритых в солдаты. Это совершенно разоряло народ. Увеличилось число побегов, начались бунты. Против бунтовщиков Пётр начал использовать войска.

Карды для экономики

В 1698 году, когда Петр возвращался из своего первого заграничного путешествия, за ним следовало множество нанятых им ремесленников и мастеров. В одном только Амстердаме он нанял около 1000 человек. В 1702 году по всей Европе был опубликован указ Петра, приглашавший на промышленную службу в Россию иноземцев на очень выгодных для них условиях. Ежегодно для изучения торгового дела и коммерческих наук в Италию и Голландию ездило на казенный счет по 12–15 молодых купцов из Архангельска и Москвы. Несколько молодых людей были отправлены в Англию на кожевенные заводы.

Политика протекционизма

До 1724 года Пётр издавал время от времени распоряжения, запрещавшие ввоз то отдельных иноземных товаров, которые начинали вырабатывать в Россию, то целых групп как «манифактурных», так и «металлических продуктов». Время от времени запрещалось и внутри России вырабатывать какое-нибудь полотно или шёлковую ткань кому бы то ни было, кроме одной только что открывшейся фабрики, конечно, с прямой целью дать ей возможность стать на ноги и приучить к своему производству потребителя.

Так, сенатским указом в 1721 г. был запрещен ввоз сахара, который стал производиться на заводе Вестова.

Развитие торговых связей

Петр заключил выгодный торговый договор с Персией, развернулась торговля с Китаем через Кяхту. В то время русские купцы предпочитали самостоятельно торговать товарами, не вступая в различные объединения. Царь хотел организовать внешнюю торговлю по западноевропейскому образцу и объединить торговых людей в компании. Различные посольства, отправляемые во многие страны, не только налаживали торговые и политические связи, но и разведывали водные пути и возможности строительства каналов.

В 1723 году Пётр приказал составить компанию купцов для торговли с Испанией. Предполагалось устроить также компанию для торговли с Францией. Были посланы для начала русские казённые суда с товарами в порты этих государств, но этим дело и кончилось. 8 апреля 1719 года Пётр издал указ о вольности торговли. Для лучшего устройства речных торговых судов Пётр запретил строить староманерные суда.

Вышневолоцкая водная система

Транзитное движение по всей системе крупных судов(барок) началось с 1713 года. Крупнейшая гидротехническая система Европы конца XVIII века. Целью строительства системы было развитие торговли, снабжение Санкт-Петербурга продовольствием и другими товарами, поставляемыми из центральной России. Система связывала реку Волгу с Балтийским морем.

12 января 1703 года, когда Пётр I подписал указ о строительстве канала между реками Цной и Тверцой. Место для строительства канала было частью старого торгового пути — это был древний волок, соединяющий Тверцу и Цну. К работам было привлечено до 6 тыс. человек. Строительство канала длиной 2811 метров и шириной 15 метров с двумя шлюзами было закончено весной 1708 года.

Петровский канал

Строительство Ладожского канала началось в 1719 году. Участок торгового пути по Ладожскому озеру являлся одним из самых трудных и опасных: частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели многих кораблей с грузом.

Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берёт начало из Ладожского озера. Канал строился без шлюзов, шириной по воде 21,3 м и глубиной 2,1.

Сельское хозяйство

В 1714 году была основана шёлковая фабрика под руководством Алексея Милютина, самоучки, изучившего ткацкое шёлковое дело. Нуждаясь в хорошей шерсти для суконных фабрик, Пётр подумал о введении правильных приёмов овцеводства и для этого приказал составить правила — «регулы, как содержать овец по шленскому (силезскому) обыкновению». Тогда в 1724 году в Силезию были посланы майор Кологривов, двое дворян и несколько человек русских овчаров изучать овцеводство.

Результаты экономических реформ Петра

Всего при Петре было отлито более 20 тысяч пушек.

В России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.

Горные фабрики образовали четыре крупных объединения: тульский, олонецкий, уральский и петербургский.

Вскоре после смерти Петра I в России насчитывалось уже 233 фабрики, многие из которых были очень крупными.

Под конец царствования Петра русский ввоз составлял 2 миллиона 100 тысяч рублей, вывоз — 4 миллиона 200 тысяч рублей, т. е. ровно в 2 раза больше.

Для снабжения армии и флота, для продажи на внутреннем рынке и вывоза за границу были основаны 15 суконных и шерстяных, 11 полотняных и парусных, 14 кожевенных, 9 шелковых, 6 бумажных, много пороховых, канатных и ряд других мануфактур.

Использованы материалы:

Верещагин А.С. История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века: Учебное пособие /А.С. Верещагин, Р.Х. Хайртдинов.-Уфа: УГНТУ,2009.-245с

Николаев А. С., Житков С. М. Краткий исторический очерк развития водяных и сухопутных сообщений и торговых портов в России. — Санкт-Петербург: типография Министерства путей сообщения, 1900

Опубликовано автором: ADM от 26 нояб. 2021 г.

Комментарии